– В чем, на ваш взгляд, главный секрет успешного менторинга, какие качества ментора и его учеников можно назвать самыми значимыми?
– В свое время мы с моим зарубежным коллегой Гари Хейсом, который был консультантом Корпоративного университета СИБУРа, вывели формулу успешного менторинга. Кстати, Гари Хейса я считаю своим учителем, у него более чем 30-летний опыт работы в коучинге. Мы вместе пришли к выводу, что ментор должен в первую очередь знать, как он может помочь ученику, исходить не только из собственного опыта, но и владеть инструментами менторинга, уметь задавать правильные вопросы и находить для этого время. Первое – я знаю, как это делать, а второе – я хочу этим заниматься, мне это нравится, я сам вовлечен в этот процесс. И третье – у меня есть возможность: время, место и средства общения с учеником.
Я часто сравниваю менторинг с горением, для которого нужны источник огня, горючее вещество и кислород. Если чего-то одного не хватает, горения не будет. Так же и в менторинге три составные части: знаю как, хочу, и у меня есть время. А ученик должен понимать, что развитие для него необходимо, что он сам хочет развиваться, знает, чего ему не хватает, у него есть вопросы, на которые нужно ответить. Если желания развиваться нет, ментор сразу это поймет и дальнейшее общение может не состояться. Заставить человека совершенствоваться против воли точно невозможно.
Лайфхаки ментора со стажем
Если подопечный не может сформулировать задачу, помогает правило «5 ПОЧЕМУ»:
Пять раз спрашивайте «почему» и выводите собеседника на нужную тему.
Задавайте вопросы «на подумать», человек может раскрываться очень долго.
Определяйте и просите назвать все эмоции, тогда они теряют силу.
Просто поговорите с учеником – в этом колоссальная польза. Используйте любые пять минут с подопечным в коридоре или в лифте для эффективного общения.